вторник, 8 апреля 2008 г.

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

Предмет: общая биология
Класс 10.
Тип урока: урок формирования знаний
Цели урока:
Образовательная:
-изучить особенности строения вирусов, механизм их взаимодействия с клеткой;
-рассмотреть вирусы гриппа, гепатита их особенности, пути передачи и профилактику заболеваний.
Развивающая:
-совершенствовать надпредметные умения: постановка и решение проблемных вопросов;
-продолжить формировать навыки работы с учебником и научной литературой.
Компетентность информационная.
Воспитательная:
-формировать понимание ценности жизни человека.
Оборудование: таблица "Строение вируса табачной мозаики", раздаточный материал на каждую парту-алгоритмы подготовки сообщений по заданной теме, учебник "Общая биология" для 10-11 классов под редакцией В.Б. Захарова, журнал "Вокруг света", журнал "Общая биология"
Аспект первичная обработка информации;
I уровень

I. Подготовка к активному восприятию новой темы.
Стимул.
"У древних людей было мифическое божество это- Янус двуликий. Одно лицо - обращено в прошлое (там много печального), другое - светлое- смотрит в будущее." Остросюжетная и увлекательная история вирусологии отмечена триумфальными победами, но , к сожалению и поражениями. Изучение вирусов привело к пониманию тонкой структуры генов, расшифровки генетического кода, к выявлению мутаций. Но их количество и способность приспосабливаться не знают предела их поведение непредсказуемо.
Приведу только статистику по вирусному заболеванию гриппу.
"Простудные болезни, вызываемые вирусами более чем 200 типов. Эпидемия гриппа "Испанки" в конце Перовй мировой войны обошла весь мир заразив 1,5 млрд. людей, и унесла 20 млн., человеческих жизней. В 1957 году 1 млрд., людей заболели "азиатским гриппом" погибло 1 млн., человек. В 1982 году русский ученый Дмитрий Иосифович Ивановский, занимаясь поисками возбудителя болезни табачных культур, обнаружил болезнетворный агент, проникающий сквозь фильтры, которые задерживали бактериальные фильтры. Это были вирусы

Задачная формулировка. Что же дала вирусология человечеству в борьбе с его грозным врагом-вирусом?
Каково его происхождение, строение, где он обитает, как размножается, какие еще готовит сюрпизы?
Так, кто такие вирусы?
Источник информации ЦОР.
На экране приведено несколько высказываний;
"Вирусы-самозванные диктаторы и двигатели эволюции"
"Вирусы-это плохие новости в хорошей упаковке из белка"
Ответы на высказывания дадите в конце урока.
Компетентность информационная;
Аспект-планирование информационного поиска;
I уровень.

Изучение нового материала.

Основная часть урока проводится в форме самостоятельной работы учащихся в группах. Каждая группа получает задание в виде алгоритма действий, выполняет его и после завершения работы всех групп, готовятся к выступлению. Выступление каждой группы заканчивается формулировкой вывода по рассмотренному вопросу и фиксированием его в тетрадях учащихся.
Задание для 1 группы.
Стимул.
"Вирусы - это плохие новости в хорошей упаковке из белка"
Источник информации.
Внимательно изучите текст по учебнику "Общая биология" под редакцией А.О. Рувинского на стр., 106.
Задачная формулировка.
Ответьте на вопросы:
Что такое вирусы?
Какие группы вирусов известны?
Какие виды инфекций различают?
Почему вирусы называют паразитами на генетическом уровне?
Инструмент проверки ключ.
На слайдах; рисунок строения вируса, схема "Группы вирусов, схема "Виды инфекций".




Задание для группы №2.
Стимул.
"В лаборатории научно-исследовательского института молекулярной биологии, у организмов разных видов обнаружили белки, первичная структура которых идентична"
Задачная фрмулировка:
Ответьте на вопрос:
Какими особенностями обладают вирусы на молекулярном уровне?
Источник информации.
Изучите текст "Молекулярный механизм репродукции вирусов" в журнале "Биология в школе".
Инструмент проверки.
На слайде модельный ответ.

Задание для группы №3.
Стимул
"Вирусы - самозванные диктаторы и двигатели эволюции"
В одной из работ (автор В.З. Солоухин) можно прочесть о том, что на планете есть три природных очага сосредоточения возбудителей гриппа-это биоценоз, водоплавающие птицы, млекопитающие, а также кровососущие насекомые северных морей и тундры, водоемов умеренного и тропического поясов.

Задачная формулировка:
Используя рисунок и сведения текста, выделите этапы заражения вирусом клетки?
Источник информации:
Внимательно прочитайте текст учебника "Общая биология" под редакцией В.Б. Захарова, стр.183 о взаимодействии вирусов с клеткой,
изучите рис., 5.5.
Инструмент проверки:
ключ (этапы проникновения вируса в клетку)

Задание для группы №5.
Стимул:
Обратимся к словам японского писателя Акутагава Рюноска.
"Человеческая жизнь похожа на коробкуспичек. Обращаться несерьезно- опасно".
В 2002 году в экваториальном районе Республики Конго от эпидемии гриппа скончались почти 500 человек из 4000 заболевших.


Инфекция уносит жизни не только в слаборазвитых странах. Например, в США за прошедшие 25 эпидемиологических сезонов смертность от гриппа и вызванных им пневмоний составляет в среднем 20-21 тысчу человек ежегодно.
Задачная формулировка:
Составьте рассказ о вирусных заболеваниях по плану:
  • пути проникновения вируса в клетку;

  • симптомы развивающего заболевания;

  • профилактика вирусных заболеваний;
Источник информации. Тексты из журнала "Биология в школе", "Вокруг света".

Инструмент проверки.

Ключ




Выводы по уроку:

На экране приведены высказывания, касающиеся темы урока.

Дайте свое понимание эти высказываниям.

Задачная формулировка. Выполните тест.
















Домашнее задание: подготовить сообщения о вирусных заболеваниях растений, животных, используя энциклопедии и интернет.











Ключ











Комментариев нет: